Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Вяземский район

Духовое завещание дирижёра Халилова

С. Виноградов17.01.2017 ФОНД "РУССКИЙ МИР" http://russkiymir.ru/publications/219537/


 
В минувшее воскресенье во Владимирской области похоронили погибшего в катастрофе Ту-154 дирижера ансамбля Российской армии имени Александрова народного артиста России Валерия Халилова. Одной из важных своих миссий главный военный дирижёр России видел в возрождении духовых оркестров. Сейчас их в нашей стране около 1200 – и, как утверждают эксперты, это очень мало: в некоторых регионах совсем не осталось живой духовой музыки.
 
«Духовое общество», основанное в 2016 году для возрождения духовой музыки в России, продолжит воплощать идеи и замыслы своего президента – Валерия Халилова. Первое заседание общества, в котором приняли участие делегаты из 30 регионов России, прошло за два месяца до трагедии. Второе, экстренное, состоится в конце января, на нём будет выбран новый президент, который будет работать по программам Валерия Халилова. В них идёт речь о поддержке духовых оркестров и композиторов, обучении «духовиков» в главных музыкальных вузах страны, а также о восстановлении завода по изготовлению духовых инструментов.      
 
Друзья и коллеги погибшего дирижёра рассказали корреспонденту портала фонда «Русский мир» о том, что Валерий Михайлович считал создание «Духового общества», открывшее широкие возможности для реальной поддержки духовой музыки в России, одним из главных дел своей жизни. 
 
Труба зовёт
 
Сорок с лишним лет, отданных военным оркестрам, не прошли даром для худрука и дирижёра Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова. Пустых разговоров он не любил, а если уж брался за дело, то отдавал ему всего себя. Ассоциация «Духовое общество» создавалась с армейским размахом и чётко выработанными целями. Авторитет и энергия Валерия Халилова позволили с первых шагов объединить в ассоциацию людей государственного значения (заместитель председателя РФ Ольга Голодец присутствовала на заседании «Духового общества» и обещала всестороннюю поддержку проекту), Минкультуры и Минпромторг, а также музыкальную общественность более чем тридцати регионов России. Первая встреча собрала в зале московского Музея имени Глинки порядка 170 делегатов – руководителей оркестров, начальников областных управлений и департаментов культуры, директоров консерваторий и музыкальных училищ, журналистов и т. д.
 
 
«Ассоциация растёт буквально ежедневно, – рассказал нам профессор, известный музыкальный педагог и ближайший помощник Валерия Халилова в становлении «Духового общества» Анатолий Дудин. – Звонят и пишут буквально со всей страны, спрашивают, как вступить в нашу организацию, предлагают помощь. Конечно, в том, что проект состоялся, огромная заслуга Валерия Михайловича. Он горел этим делом, считал его невероятно важным и необходимым для нашей страны. Когда встал вопрос о президенте «Духового общества», другой кандидатуры не было. Его авторитет и знания были безграничны»
   
От школы до завода
 
Задачи ассоциации духовых оркестров Валерий Халилов тезисно изложил на страницах журнала «Оркестр», который вышел за три недели до гибели дирижёра. По его словам, российская духовая музыка испокон веков развивалась в военных оркестрах, и военные капельмейстеры организовывали и создавали гражданские духовые оркестры в филармониях и учебных заведениях. «Созданная ассоциация будет совершенствовать эту работу», – сказал он. 
 
Валерий Халилов рассказывал о том, что до 80-х годов прошлого века духовая музыка переживала расцвет, особенно любительское творчество, создававшее праздничную атмосферу в парках, дворцах культуры и на производстве. Дирижер назвал эту традицию во многом утраченной, подчеркивая, что российские наработки взяли на вооружение зарубежные коллеги. «Наша главная задача – стараться на новом современном уровне реанимировать тот отечественный опыт».
 
Работа предстоит большая и многосторонняя. Расскажем о нескольких направлениях, в которых, по замыслу президента «Духового общества», должна вестись работа.
 
Образование
 
Ассоциация будет задействовать учебные заведения для подготовки руководителей и дирижёров духовых оркестров и ансамблей в любительском и профессиональном творчестве. В школах, колледжах и вузах по всей стране планируется создать оркестры и ансамбли, ассоциация может помочь с кадрами и инструментами. Сегодня в стране существует порядка 1200 духовых оркестров, но, по мнению экспертов, это очень небольшая цифра. Кроме того, качество многих коллективов оставляет желать лучшего – мало обучающих программ и площадок для концертов. 
 
Современные духовые оркестры сталкиваются и с нехваткой репертуара – произведений, которые много лет входят в обязательную духовую программу, не так много, а новые пишутся редко. «Мы хотели бы поддерживать творчество современных композиторов, которые пишут музыку для духовых ансамблей, – сказала на первом заседании исполнительный директор ассоциации Галина Золина. – Одной из ключевых задач считаем популяризацию российской музыки, созданной специально для духовых оркестров».
 
«Когда-то духовые оркестры существовали повсеместно – детские, студенческие, любительские, – рассказал порталу фонда «Русский мир» преподаватель Саратовской консерватории, многолетний дирижёр Саратовского гарнизона Александр Жигайло. – Люди занимались творчеством, и духовое музицирование, как наиболее доступное и демократичное, было очень востребовано. И это ведь было совсем недавно. Многое потеряно, но я и сегодня вижу, что люди тянутся к духовым оркестрам. Когда мы выступаем на улицах, очень многие люди останавливаются, слушают. Это культура в самом чистом виде, есть здесь и воспитательный момент. Духовая и духовная музыка не случайно имеют один корень, дух – основа всему. Я считаю, что духовые оркестры должны вернуться в большие залы, в студенческие аудитории, в парки. Задуманное Валерием Халиловым было невероятно огромным делом – шутка ли, возродить духовую музыку в России, но я убеждён, что он довёл бы начатое до конца и все увидели бы реальный результат. Я хорошо его знал, мы вместе учились. Я верю в то, что мы сможем продолжить это благое дело возрождения духовой музыки в России, потому что в этом заинтересованы все».
 
 
 
Фестивали
 
Постоянные встречи оркестрантов будут способствовать росту уровня духовой музыки, а оценка авторитетных музыкантов станет отличным стимулом для развития духовых оркестров в регионах.  Валерий Халилов предложил проводить конкурсы и фестивали, а также национальные и международные форумы и конференции, посвящённые духовной музыке. Кроме того, планируется организовывать детские духовые школы и юношеские фестивали в летних лагерях и творческие обмены с другими странами. 
 
Директор череповецкого училища искусств Светлана Боброва рассказала о том, что после заседания ей удалось побеседовать с Халиловым и рассказать о конкурсе духовых и ударных инструментов «Северная рапсодия», который пройдёт на базе училища весной. «Он очень открытый и доброжелательный человек, – рассказала она. – Внимательно выслушал меня, задал уточняющие вопросы и пообещал приехать на конкурс. К большому сожалению, не сложилось».    
 
Инструменты
 
Нехватка инструментов, их дороговизна и низкое качество стали одной из главных тем первого заседания «Духового общества». Вопрос технический, но имеющий самое прямое отношение к высокому искусству. Идея Валерия Халилова заключалась в том, чтобы создать попечительский совет, который мог бы в том числе помогать оркестрам и ансамблям в приобретении инструментов. Но для того, чтобы всерьёз изменить ситуацию, президент ассоциации планировал использовать всё своё влияние для восстановления завода по изготовлению духовых инструментов в Санкт-Петербурге и организовать работу реставрационного центра духовых и ударных инструментов.
 
«В стране нет своих фабрик по изготовлению духовых инструментов, можете себе представить, – считает дирижёр и педагог Александр Жигайло. – А раньше были производства в Санкт-Петербурге, в Туле, в Киеве. Сейчас наши оркестры играют либо на китайских, либо на западных. Но у одних качество страдает, а другие дороги безмерно. Нет, без своей фабрики нам не обойтись. Думаю, хорошие мастера в стране ещё остались».
 
 

Ансамбль имени Александрова возрождается

6 февраля 2017, 17:52, Анатолий Чургель http://newtribuna.ru/news/2017/02/06/79083/

 

Мы встретились с Геннадием Саченюком в центре Москвы на Земледельческом переулке. Именно здесь, в доме 20/1 расположена организация, название которой уже второй месяц не сходит со страниц информационных агентств: Академический дважды Краснознамённый, ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Легендарный коллектив, исполнять обязанности руководителя которого, поручено именно ему – полковнику Г.К. Саченюку. 

 

На стене дома увядают красные гвоздики. Поднимаюсь по широким лестницам, вдоль которых висят десятки фотографий и огромные картины «искрометных» выступлений Ансамбля. Встречают приветливо. Как ни странно, почти сразу знакомлюсь с бывшим художественным руководителем Ансамбля И.И. Раевским. Ему в этом году 80 исполняется, но я бы не рискнул назвать эту цифру. Как-то не удивляет, что в такие дни Народный артист России Игорь Раевский именно здесь – в «штабе» Ансамбля. И тут же улавливаю первую насторожённость.  Намекают, что я хоть и член редакционного Совета журнала «Оркестр», который возглавлял В.М. Халилов, погибший в той страшной авиакатастрофе, но я – журналист. И нашего брата сегодня здесь не очень-то и любят. Чуть позже, когда ледок недоверия начинает таять, объясняют почему. «Практически все хотят «жаренных» фактов. Всего, что связано с катастрофой, с прослушиванием и просмотром новых кандидатов». Да-да, просмотром, так как среди погибших были и артисты балета. Пресса «нажимает» и просит постоянно, хотя приказ о наборе в Ансамбль был выполнен, и к началу февраля все кандидатуры определены. Начался новый этап – «воссоздания легенды». Не быстрый и, конечно, трудный. Этап, когда 6 дней работы в неделю становятся нормой, когда подгоняется форма и сценические костюмы, а военная дисциплина и соблюдение Устава уже – часть жизни. И это проявится не только в своевременном приходе на рабочее место. Замечу, поразило, что практически все, встреченные мной в тот день на Земледельческом 20/1, были в стройны и подтянуты. Я и раньше удивлялся выправке генерала Халилова, но здесь я окончательно понял, что настоящая Армия начинается именно со своих музыкантов.  

После этого мы довольно долго сидели с Геннадием Ксенафонтовичем за столом переговорной, обсуждая вопросы возможного сотрудничества журнала «Оркестр», как органа «Духового общества» России, и Краснознаменного Ансамбля. Поймал себя на том, насколько интересно было слышать даже такие факты, как начало обучения моего собеседника на военно-дирижерском факультете, где его наставником был, тогда еще майор, Халилов. Сколько же в этом здании информации! Той, в которой так нуждается наше общество, приучившее себя слушать не про свет, а про скандал.

Признаюсь, что мне было очень приятно, когда я получил предложение принять участие в создании своеобразной «энциклопедии памяти» Ансамбля, выслушать и записать воспоминания тех, кто раньше молчал о личном. Хотя практически ежедневно был перед телекамерами и микрофонами.

Не скрою, что и у меня было предложение к знаменитому коллективу. Ведь всего через 2 недели – 19 февраля в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов на Поклонной горе должно состояться грандиозное, и не только в масштабах Москвы, мероприятие. Фестиваль детско-молодежных духовых оркестров. Крупнейший в истории страны, посвященный Дню защитника Отечества и Дню образования Военно-оркестровой службы ВС РФ,  а также  памяти, поддержавшего этот «духовой» проект, В.М. Халилова, и всех жертв авиакатастрофы 25.12.2016г.  Рекордный сводный оркестр, который будет насчитывать 1000 юных музыкантов из 20 коллективов, исполнит «Гимн Москвы», «Славься», «День Победы». И гостями там будут не только «официальные лица», представители СМИ и посетители Музея, но и коллеги-музыканты, которые примут непосредственное участие в событии. Это — Государственный духовой оркестр России и Большой Детский Хор имени В. С. Попова. Как бы мне хотелось, чтобы и солисты Ансамбля им. Александрова стали в тот «строй памяти».

Но армия есть армия. И, получив предварительное согласие полковника Саченюка, я сразу же написал письмо-просьбу в Департамент Культуры Министерства обороны. Именно так: «Культуры» — с большой буквы, потому что нельзя писать иначе, когда в войсках было, есть и будет такое подразделение, как Ансамбль им. Александрова.

А, уже прощаясь, я рассказал собеседнику об идее, которую обсуждал накануне с руководителем проекта сводного «Детско-молодежного военно-исторического духового оркестра» своим одноклассником – Вадимом Мастерских. Мы хотели бы, чтобы полноправное место среди фестивалей России, занял молодежный Фестиваль «Георгиевские трубы». И пусть раньше «Георгиевская труба» была одной из самых почетных наград боевых подразделений русской Армии, а у наших юных музыкантов еще и «усы не растут», но они-то и есть – будущее страны. То будущее, в котором должно быть место «ее величеству культуре»: и гражданской, и, непременно, военной. И пусть духовые оркестры на площадях и в парках уже никого не удивляют.

 

Что ждет духовую музыку в России?

 

Интервью профессора Анатолия Дудина в газете «Новые известия» в память о художественном руководителе Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова Валерии Халилове. 

 Автор статьи: Анатолий Чургель 

15 января на Архангельском погосте рядом с деревней Новинки Владимирской области состоялись похороны художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова Валерия Халилова, погибшего в Ту-154. 

Не многие знают, что выдающийся дирижер, композитор, народный артист России, Генерал-лейтенант В. М. Халилов являлся еще и Президентом Ассоциации «Духовое общество» России, Председателем Редакционного совета журнала «Оркестр». 

Поэтому мой первый вопрос к и.о. исполнительного директора «Духового общества», шеф-редактору «Оркестра», профессору Анатолию Дудину был о трагедии 25 декабря 2016 года.

- Я виделся с Валерием Михайловичем накануне той ужасной катастрофы. Передал ему только что вышедший номер нашего журнала, услышал слова поддержки и совсем уже новогодние пожелания. Кстати, в номере было и большое программное интервью Халилова о развитии «Духового общества». Может быть, поэтому этот номер уже стал библиографической редкостью. Ведь Валерий Михайлович практически не ошибался в своих прогнозах относительно развития музыкальной культуры, солдатом которой он был всегда,- начал разговор Анатолий Дудин.

- Почему солдатом, а не генералом?

- За свою жизнь мне доводилось видеть много «свадебных генералов», для которых чин – возможность выгодно устроить свое бытие. Для Халилова это была обязанность работать лучше и больше. А мое слово «солдат» имело отношение именно к музыке. Как руководитель и организатор он был, по-настоящему, бесценен. И скромен. Ведь даже похоронить себя он завещал именно в том месте, которое считал своей малой Родиной – близ Киржача. 

- И что ждет, если не секрет, духовую музыку в России?

- Вы попробуйте набрать в интернет-поисковике «духовая музыка». Вам сразу материалы по музыке «духовной» будут предложены. У них, ведь, не только корень один, но и суть. Так, опубликованное нами интервью, начинается с «говорящей» цитаты самого Халилова: «духовая музыка – это пласт великой русской культуры и искусства, она обязана быть в центре внимания». Поэтому и планировал он масштабно, начиная от программ школьного воспитания.

- Но, согласитесь, что сейчас в стране утеряна культура коллективного музицирования в школах. 

- Технологическая и информационная революции принесла не только благо. Она заменила человеческое общение экраном монитора. Даже музыка разъединяет, перемещаясь из залов и скверов в стерео-наушники. Россия – одна из тех стран, где эти последствия наиболее сильно разрушают историческую память, ментальность народа. Того самого, для которого общинность была одной из основ жизни, основ патриотизма. И если совсем недавно вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец так однозначно и резко обозначила позицию руководства страны по развитию коллективного музицирования: "Мы дадим возможность каждой школе иметь своего руководителя хора, концертмейстера, и это будет в нормативных документах системы общего образования", то Валерий Михайлович понимал, что это потребует в первую очередь подготовки преподавательских кадров. И не по остаточному принципу, как сегодня набирают студентов во многие педагогические вузы, а через прямую рекомендацию регионами своих самых талантливых музыкантов в Высшую школу коллективного музицирования. Которую нам предстоит еще создать.

- Значит, опять будет централизация, опять будет Москва, остаться в которой всеми правдами и неправдами постараются вновь подготовленные кадры?

- Я знаю, что в некоторых регионах были попытки сократить отток молодежи за счет менее качественного обучения. С такими «знаниями» в столичный вуз уже не поступишь, придется дома оставаться. Но здесь – особый случай. Нужны «учителя учителей», которые смогут создавать региональные Центры обучения. За их подготовку заплатят регионы, они же получат право требовать работы по специальности и дома. Конечно, Россия – богата талантами, но мы, действительно, утратили «школу». А подобный проект требует собрать лучшие силы, чтобы не затратить усилия и немалые средства впустую. Думаю, что здесь даже антимонопольное ведомство возражать не будет против централизации. 

- А где и как все это должно начинаться?

- Мне кажется, что уже в ближайшее время Минобрнауки, Минкульту и руководству Московского педагогического государственного университета, как флагману подготовки учителей музыки, стоит рассмотреть вопрос о создании в структуре Института искусств МПГУ учебно-практического центра для подготовки молодых специалистов по организации коллективного музицирования в общеобразовательных заведениях. Такой Центр может быть создан в форме Высшей школы, что позволит решать многие вопросы по эстетическому и музыкальному воспитанию на всех уровнях общего образования. Здесь же будут проводить переподготовку кадров. Согласитесь, что это позволит решать проблему изначально в правильном направлении. Без заплаток и затычек. Кстати, этот вопрос мы планировали рассмотреть и на заседании «Духового общества». Валерий Михайлович не просто соглашался, а настаивал на этом, подписав необходимые письма. Думаю, что в самое ближайшее время обязательно выйдем с такой инициативой. И новый Центр должен, мне кажется, носить имя Валерия Михайловича Халилова.

- Я понимаю, что еще не время спрашивать о дальнейших планах. Но, ведь, они были?

Одним из последних писем от имени «Духового общества», которое подписал В.М. Халилов, была просьба о поддержке проекта сводного «Детско-молодежного военно-исторического духового оркестра». Валерий Михайлович считал, и его поддержала наша Ассоциация, что таким начинаниям необходима государственная поддержка. Представляете, когда сотни, даже тысячи молодых музыкантов, одетых в исторические мундиры различных эпох, исполняют, например, «Славься» или «Гимн Москвы»? А это уже было! 634 музыканта 4 декабря 2016 года совместно играли в Центральном Музее Великой отечественной войны 1941-1945г.г. 16 оркестров! Такие проекты сегодня – «вещь штучная». Беречь их надо и растить. Знаю, что уже к октябрю организаторы – Фонд развития военно-патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот» планируют несколько тысяч молодых оркестрантов на «рекорд Гиннесса» собрать. Максималисты, конечно, но без максималистов, без «повседневных героев» и громких проектов страна не сможет решить проблему развития духовой музыки и тесно связанную с этим задачу патриотического воспитания.

- И, все-таки, зачем сейчас нужен такой рукотворный всплеск именно духовой музыки? 

Когда-то император Наполеон, проигравший войну 1812 года, сказал: "В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка". А настоящая военная музыка - это, именно, духовые оркестры. Не случайно среди главных наград для особо отличившихся боевых подразделений той легендарной Русской Армии, достойное место занимала серебряная труба, обвитая георгиевской лентой. И ей награждали не оркестры, а боевые части. Но дело не только в военной музыке. Духовые оркестры могут и должны играть в парках и скверах, на улицах и площадях городов. Они должны быть и в деревнях, и в небольших поселках. Чтобы мы чувствовали прекрасное, чувствовали плечо друг друга. Почему во многих западных странах это – норма, а мы считаем такое «труднодостижимым». Не верю. Как не верил В.М. Халилов. 

И, кстати, духовая музыка лечит. В буквальном смысле. От очень многих заболеваний органов дыхания. А о проблемах экологии слышало, наверняка, значительно больше наших сограждан, чем о «Духовом обществе». О том обществе, в котором, уверен, продолжится то, что начинал Валерий Халилов. Ведь, духовая и духовная музыка, как я уже говорил, это – совсем близкие понятия. России нужна культура, нужно образование, нужна нравственность, нужен патриотизм. С моей точки зрения это тоже – национальная идея. 

 

http://www.newizv.ru/culture/2017-01-13/250975-luchshij-pamjatnik-generalu-halilovu.html